Контакты

Украина, г. Киевlpc logo
ул. Лейпцигская, 3А

 

Тел.:(067) 323-45-57
 

     

Подача искового заявления (иска) в хозяйственный суд.


Нормативно правовым актом, который регулирует вопрос обращения в хозяйственный суд, является Хозяйственный процессуальный кодекс Украины (далее - ХПКУ). В соответствии со ст. 1 ХПКУ предприятия, учреждения, организации, другие юридические лица (в том числе иностранные), граждане, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в установленном порядке приобрели статус субъекта предпринимательской деятельности, имеют право обращаться в хозяйственный суд, согласно установленной подведомственности хозяйственных споров за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов, а также для употребления мероприятий, направленных на предотвращение правонарушением.

Обращение в суд осуществляется в большинстве случаев, подачей искового заявления. Согласно ст. 54 ХПКУ такое заявление должно подаваться в хозяйственный суд в письменной форме и подписываться полномочным должностным лицом истца или его представителем.

Перед подачей искового заявления истец должен определиться с подсудностью дела, то есть установить, в какой именно хозяйственный суд необходимо подавать исковое заявление. По общему правилу ст. 15 ХПКУ подсудность устанавливается за местонахождением ответчика или стороны, обязанной по договору осуществить в интересах второй стороны определенные действия, такие как: передать имущество, выполнить работу, предоставить услугу, оплатить деньги и тому подобное.

Но существует и исключительная подсудность дел, которая установлена ст. 16 ХПКУ. Согласно ч.4 ст.16 дела в спорах, в которых ответчиком является высший или центральный орган исполнительной власти, Национальный банк Украины, Счетная палата, Верховная Рада Автономной Республики Крым или Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские советы или областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, а также дела, материалы которых содержат государственную тайну, рассматриваются хозяйственным судом города Киева. Другие правила исключительной подсудности дел установлены также для споров, связанных с договором перевоза, правом собственности на имущество, нарушением имущественных прав интеллектуальной собственности и дел при участии ответчика – нерезидента.

ХПКУ содержит перечень обязательных реквизитов искового заявления, которыми есть:

1. Наименование хозяйственного суда, в который подается исковое заявление. На этапе подачи искового заявления важным моментом является определение хозяйственного суда, который будет рассматривать дело. Если истец ошибется и окажется, что дело не является подсудимым данному хозяйственному суду, материалы дела посылаются хозяйственным судом за установленной подсудностью не позже пяти дней со дня поступления искового заявления или вынесения решения о передаче дела. При этом истец имеет право обжаловать постановление суда о передаче дела за подсудностью.

2. Наименование (для юридических лиц) или имя (фамилия, имя и отчество при его наличии для физических лиц) сторон, их местонахождения (для юридических лиц) или местожительство (для физических лиц), идентификационных кодов субъекта хозяйственной деятельности при их наличии (для юридических лиц) или индивидуальные идентификационные номера при их наличии (для физических лиц – налогоплательщиков). Однако на сегодня требование про указание в иске реквизитов сторон (номеров счетов сторон в банковских учреждениях) не является обязательным. Такая необходимость была вызвана сложностью получения в банках данных про счет ответчика, поскольку истец не всегда был связан договорными отношениями с ответчиком. Поскольку это требование было отменено, сегодня все необходимые сведения можно беспрепятственно получить в соответствующем органе статистики за письменным запросом.

3. Документы, которые подтверждают за гражданином статус субъекта предпринимательской деятельности. Если истец является физическим лицом – субъектом предпринимательской деятельности, он должен приложить к иску свидетельство о государственной регистрации.

4. Указание цены иска, если иск подлежит денежной оценке; суммы договора (в спорах, которые возникают при заключении, изменении и расторжении хозяйственных договоров).

Определение цены иска имеет важное значение, поскольку эта сумма непосредственно влияет на размер государственной пошлины, которая платится за представление иска. В соответствии со ст. 55 ХПКУ цену иска указывает истец и только в случае ее неправильного указания она определяется судьей.

Правила ХПКУ позволяют определять цену иска:

– в исках о взыскании денег – стягиваемой суммой или суммой, оспариваемой за исполнительным или другим документом, за которым взыскание осуществляется в бесспорном (безакцептном) порядке;

– в исках о истребовании имущества – стоимостью имущества, которое истребуется;

– в исках, которые состоят из нескольких самостоятельных требований, – общей суммой всех требований;

– в исках о взыскании иностранной валюты – в иностранной валюте и в национальной валюте в соответствии с официальным курсом, установленным Национальным банком Украины на день представления иска.

В цену иска включаются также указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штраф, пеня), а если они не указаны, – их суммы, определенные судьей.

5. Содержание исковых требований; если иск подан к нескольким ответчикам, – содержание исковых требований относительно каждого из них.

Исковыми требованиями являются те материально правовые требования, по поводу которых возник спор (в сущности, этот пункт является отображением резолютивной части искового заявления).

6. Изложение обстоятельств, на которых основываются исковые требования; указание доказательств, которые подтверждают иск; обоснованный расчет сумм, которые стягиваются или оспариваются; законодательство, на основании которого подается иск.

Этот пункт является отображением мотивировочной части иска, в которой необходимо указывать все, что было отмечено выше. Среди всех перечисленных требований сосредоточимся на понятии доказательств.

Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых хозяйственный суд в определенном законом порядке устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, на которых основываются требования и отрицания сторон, а также другие обстоятельства, которые имеют значение для правильного решения хозяйственного спора. Как устанавливает ст. 33 ХПКУ, каждая сторона должна довести те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований (или отрицаний). При привидении доказательств сторона должна учитывать критерии, необходимые для принятия доказательств. Во-первых, доказательства должны быть надлежащими, то есть такими, которые имеют значение для решения дела, которое рассматривается судом. Во-вторых, принимаются только допустимые доказательства (обстоятельства дела, которые в соответствии с законодательством должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться другими средствами доказывания).

7. Сведения про употреблении мероприятий досудебного урегулирования спора в случаях предусмотренных статьей 5 ХПКУ.

8. Сведения про применения мер пресечений в соответствии с разделом V’1 ХПКУ.

Если истец не обращался в хозяйственный суд с заявлением про применение мер пресечений до подачи искового заявления, результатом которого стало употребление таких мероприятий, то выполнять это требование законодательства не нужно.

9. Перечень документов и других доказательств, которые добавляются к исковому заявлению.

Перечень доказательств устанавливается стороной самостоятельно, исходя из ее правовой позиции по делу. Доказательства, как правило, подаются в суд в копиях, засвидетельствованных должным образом (копия документа скрепляется печатью истца, подписью уполномоченного должностного лица или представителя и надписью «копия верна» или «с оригиналом верно»). В соответствии с п. 3.2 Разъяснения ВХСУ «О некоторых вопросах практики применения Хозяйственного процессуального кодекса Украины» от 18 сентября в 1997 г. № 02-5/289 суд не вправе вернуть исковое заявление из мотива непредставления документов, которые являются доказательствами, поскольку истец может их предоставлять, а суд – требовать их предоставления к окончанию рассмотрения дел. Если в исковом заявлении есть ссылка на доказательства, которые подтверждают изложенные обстоятельства, но сами доказательства к исковому заявлению не добавлены, такое заявление нельзя возвращать с ссылкой на ст. 63 ХПКУ. В этом случае судья в процессе подготовки дела к рассмотрению постановлением вытребует эти доказательства от истца или ответчика.

Статья 57 ХПКУ устанавливает перечень документов, которые обязательно добавляются к заявлению.

1. Документы, которые подтверждают применения мероприятий досудебного урегулирования хозяйственного спора в случаях, предусмотренных статьей 5 ХПКУ, с каждым из ответчиков (в спорах, которые возникают при заключении, изменении и расторжении договоров, – соответственно договор, проект договора, письмо, которое содержит требование о заключении, изменении или расторжении договора, известности о предложениях одной стороны и рассмотрении их в установленном порядке, ответе второй стороны, если оно получено, и другие документы; в спорах, которые возникают при выполнении договоров и из других оснований, – копия претензии, доказательства ее послания ответчику, копия ответа на претензию, если ответ получен).

Также на эту норму законодательства следует обратить внимание в случаи, когда подан иск, связанный с договором, основанным на государственном заказе. Однако если истцом не будет подано доказательств употребления мероприятий досудебного урегулирования спора, это не может быть основанием для возвращения искового заявления истцу без рассмотрения, которое обосновывается следующим.

В соответствии с решение Конституционного Суда Украины от 9 июля в 2002 г. № 15-рп/2002 (о досудебном урегулировании споров) по делу № 1-2/2002 положение части второй статьи 124 Конституции Украины относительно распространения юрисдикции судов на все правоотношения, которые возникают в государстве, в аспекте конституционного обращения необходимо понимать так, что право личности (гражданина Украины, иностранца, лица без гражданства, юридического лица) на обращение к суду за решением спора не может быть ограничено законом, другими нормативно правовыми актами. Поэтому из даты предания огласке отмеченного решение Конституционного Суда Украины местные хозяйственные суды должны принимать в порядке, предусмотренному ГПКУ, к своему осуществлению как иски с требованиями, которые основываются на признанных претензиях истца, так и иски, относительно требований которых не подано доказательств употребления мероприятий досудебного урегулирования спора.

Таким образом, документы, которые подтверждают употребление мероприятий досудебного урегулирования хозяйственного спора, не нужно в обязательном порядке добавлять к исковому заявлению в связи с изменением законодательства.

2. Документы, которые подтверждают отправление ответчику копии искового заявления и прибавленных к нему документов.

В соответствии со ст. 56 ХПКУ истец обязан при подачи иска послать сторонам копии искового заявления и прибавленных к нему документов, если настоящих документов у сторон нет. Обычно документами, которые подтверждают отправление, является фискальный чек почтового отделения и описание вложения в ценное письмо. Но позиция ВХСУ относительно настоящих документов несколько другая. Расчетный документ (фискальный чек), выданный отправителю почтового отправления в соответствии с п. 36 Правил предоставления услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 17 августа в 2002 г. № 1155, может считаться надлежащим доказательством послания ответчику копии искового заявления и прибавленных к нему документов. Отсутствие описания вложения к письму не тянет за собой последствий в виде возвращения искового заявления, поскольку, согласно п. 78 названных Правил, письма, бандероли и посылки принимаются с таким описанием лишь по желанию отправителя, и потому у хозяйственного суда отсутствуют правовые основания побуждать отправителей к обязательному оформлению описаний вложения.

Поскольку практика местных хозяйственных судов не устоялась и такая, которая удовлетворяет нормам ВХСУ, рекомендуем истцу перестраховаться и, кроме фискального чека, прибавить к исковому заявлению еще и описание вложения.

3. Документ, который подтверждает уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере.

Прежде всего, необходимо проанализировать размер госпошлины и правило (порядок) ее уплаты.

Размер государственной пошлины установлен Декретом КМУ «О государственной пошлине». Но в 2005 году Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторых других законодательных актов Украины» от 25 марта в 2005 г. № 2505 в этот Декрет были внесены изменения, которые значительно увеличили размер госпошлины. В соответствии с этими изменениями из исковых заявлений имущественного характера на сегодняшний день платится государственная пошлина в размере 1 процента цены иска (но не менее 6 необлагаемых минимумов доходов граждан и не больше 1500 необлагаемых минимумов доходов граждан). Таким образом, на сегодня максимальный размер госпошлины за представление иска составляет 25 500 грн. (к внесенным изменениям эта сумма равнялась 1700 грн.). Но, если рассматривать размер государственной пошлины при представлении других исков (неимущественного характера), то следует воспользоваться другим положением Декрета. Декрет КМУ определяет, что из исковых заявлений неимущественного характера, в том числе из заявлений о признании недействительными полностью или частично актов ненормативного характера, из заявлений кредиторов о нарушении дел о банкротстве, а также из заявлений кредиторов, которые обращаются с имущественными требованиями к должнику после объявления о возбуждении дела о банкротстве (а также из исковых заявлений в спорах, которые возникают во время заключения, изменения или расторжения хозяйственных договоров) платится госпошлина в размере 5 необлагаемых минимумов доходов граждан (85 грн.).

Описывая правила (порядок) уплаты пошлины, следует обратиться к разъяснений ВХСУ «О некоторых вопросах практики применения раздела VI Хозяйственного процессуального кодекса Украины» от 4 марта в 1998 г. № 02-5/78, где отмечено, что платежное поручение на безналичное перечисление государственной пошлины, квитанция учреждения банка о принятии платежа наличностью добавляются к исковому заявлению (заявления) и должны содержать сведения о том, какое именно исковое заявление (заявление) оплачивается государственной пошлиной.

Согласно п. 14 Инструкции «О порядке вычисления и уплаты государственной пошлины», утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 22 апреля в 1993 г. № 15, в случае безналичного перечисления государственной пошлины со счета плательщика, ответственный исполнитель учреждения банка обязан на лицевом или обратной стороне последнего экземпляра платежного поручения, который выдается плательщику, сделать соответствующую надпись (пометку) о зачислении государственной пошлины в государственный бюджет. Эта надпись скрепляется первой и второй подписями должностных лиц и оттиском круглой печати кредитного учреждения с указанием дать выполнение платежного поручения. Невыполнение этого требования тянет возвращение искового заявления без рассмотрения на основании в соответствии с п. 4 части первой статьи 63 ХПКУ. Если истец оплатил государственную пошлину наличностью, то Инструкция в таком случае не предусматривает совершения кредитным учреждением любых надписей, кроме установленных формой квитанции. В этом случае к исковому заявлению добавляется оригинал квитанции кредитного учреждения, которая приняла платеж. Но полностью вероятно, что на стадии судебного разбирательства хозяйственного спора суд обяжет истца предоставить справку из Госказначейства о зачислении госпошлины, оплаченной наличностью, в госбюджет Украины. Следует также помнить, что платежные документы подаются в хозяйственный суд только в оригинале. Ксерокопии или фотокопии платежных документов не могут быть доказательством уплаты государственной пошлины. Следует сурово придерживаться всех приведенных правил, поскольку суды уделяют этим правилам очень большое внимание.

Также, необходимо помнить, что реквизиты хозяйственных судов для уплаты государственной пошлины и ИТО часто могут изменяться. Для этого необходимо или подъехать непосредственно в суд и переписать их, или зайти на их электронную страницу в интернете.

4. Документ, который подтверждает уплату расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса.

Постановлением КМУ «О определении размера расходов на информационно техническое обеспечение судебного процесса» от 05 августа 2009 г. № 825 установлено, что размер расходов на информационно техническое обеспечение судебного процесса для истцов составляет 236 гривен*. Но если истец в установленном порядке освобожден от уплаты государственной пошлины, то он освобожден и от уплаты расходов на информационно техническое обеспечение судебного процесса.

6. Документ, который подтверждает полномочия представителя истца.

В случае подписания искового заявления должностным лицом истца, наделенным такими полномочиями за учредительными документами, к исковому заявлению такие документы не добавляются. Но при представлении искового заявления представителем истца действуют другие правила. В соответствии со ст. 57 ХПКУ к исковому заявлению, подписанному представителем истца, добавляется доверенность или другой документ, который подтверждает полномочия представителя истца.

Когда к исковому заявлению не прибавлен документ, который подтверждает полномочия должностного лица, которое ее подписало, судья возвращает заявление без рассмотрения, или же в процессе подготовки дела к судебному разбирательству предлагает истцу предоставить соответствующий документ. В случае его неподачи суд выносит решение о оставлении иска без рассмотрения. Если исковое заявление подписано лицом на основании выданной ей доверенности, к заявлению добавляется оригинал или должным образом заверенная копия такой доверенности. Ссылка в заявлении лишь на номер и дату доверенности является недостаточной, и такое заявление подлежит возвращению.

Правила объединение исковых требований

В соответствии со ст. 58 ХПКУ истец имеет право объединить в своем исковом заявлении несколько требований, связанных между собой основанием возникновения или поданными доказательствами. Как пример объединения исковых требований ВХСУ в своем разъяснении указывает, в частности, такие объединенные требования:

– о взыскании невозвращенного кредита, процентов за пользование кредитом и неустойки;

– о признании недействительным акта государственного органа и о возмещении причиненного в связи с его изданием вреда;

– о взыскании стоимости недостачи товара, полученного за несколькими транспортными документами и оформленной одним актом приема-передачи или когда такой товар оплачен за одним расчетным документом;

– о побуждении к выполнению обязательств по хозяйственному договору и о применении мероприятий имущественной ответственности за его невыполнение.

Но стороне следует быть осторожной при объединении исковых требований, если нет уверенности в их связи. Если истец нарушит правила сочетания требований или их сочетания будет препятствовать выяснению прав и взаимоотношений сторон или существенно затруднит решение хозяйственного спора, судья имеет право вернуть исковое заявление без рассмотрения на основании п. 5 ст. 63 ХПКУ.

После того, как Вы подали в суд исковое заявление с дополнениями возможны три варианта действий суда.

Во-первых, суд может отказать в принятии искового заявления на основании ст. 62 ХПКУ (при наличии одного из трех оснований, приведенных в этой статье). О отказе в принятии искового заявления выносится решение («ухвала» – укр.), которое посылается сторонам не позже пяти дней с дня поступления заявления. К постановлении об отказе в принятии искового заявления, которое посылается заявителю, добавляются исковые материалы. Такое постановление может быть обжаловано в апелляционный суд.

Во-вторых, суд может вернуть исковое заявление и прибавленные к нему документы без рассмотрения на основании ст. 63 ХПКУ. Суд возвращает исковое заявление не позже пяти дней со дня его поступления, о чем выносится решение («ухвала» – укр.). Постановление о возвращении искового заявления также может быть обжаловано. Но если истцом были выполнены все вышеупомянутые требования, то у хозяйственного суда нет правовых оснований для возвращения искового заявления. При этом следует учитывать, что возвращение искового заявления не препятствует повторному обращению с ним в хозяйственный суд в общем порядке после устранения допущенного нарушения. Поэтому в некоторых случаях истцу лучше всего не обжаловать постановление, а устранить соответствующие недостатки, на которые было указано судом в постановлении.

В-третьих, суд может принять исковое заявление и открыть производство по делу. Это процессуальное действие должно выполняться судом не позже пяти дней со дня поступления искового заявления, о чем выносится и посылается сторонам постановление («ухвала» – укр.) об открытии судебного производства по делу, в которой указывается о принятии искового заявления, назначения дела к рассмотрению в заседании хозяйственного суда, о времени и месте его проведения, необходимые действия относительно подготовки дела к рассмотрению в заседании.

Вынесение последнего решения свидетельствует, что все требования можно считать должным образом выполненными. Следовательно, если иск подан и судебное производство открыто, следующим этапом рассмотрения искового заявления является решение хозяйственного спора в первой инстанции.

 

Если у Вас возникли дополнительные вопросы, или Вам необходимо представительство в суде касательно решения хозяйственного спора, взыскания долгов, Вы можете обратиться в Юридическую фирму «LP & Consulting Ltd.»

Также, Юридическая фирма «LP & Consulting Ltd.» предоставляет другие юридические услуги для корпоративных клиентов, субъектов малого бизнеса и частных лиц.